![]() |
Had a terrific day in Volgograd. Proud to represent my country at this most important anniversary tomorrow. |
Англо-американцы отвлекли на себя до 70% германской авиации. На востоке оставалась лишь пятая часть немецких истребителей, вследствие чего советские ВВС наконец-то достигли безусловного превосходства в воздухе. Кроме того, союзники отвлекли почти весь ВМФ немцев, а в последний год, когда советские людские ресурсы уже сильно были истощены, до 40% сухопутных сил вермахта.
Итак, это была колоссальная военная (боевая) помощь союзников. А еще раньше, после нападения Германии на Советский Союз, союзники начали снабжать нас весьма ценным стратегическим сырьем и вооружением по ленд-лизу (долг-аренда), подвергли систематической бомбардировке военные объекты Германии и подрывали, таким образом, военную мощь последней.
После Московской трехсторонней конференции (29 сентября – 1 октября 1941 года) сразу же начались поставки самолетов, танков, а также стратегического сырья, в частности, алюминия. Из ленд-лизовских поставок алюминий выделен особо не случайно. Дело в том, что в августе 1941 года был потерян Днепровский комбинат, который производил почти весь алюминий в СССР. Потребности страны в алюминии составляли 4000 тонн в месяц. Так вот, Британия стала аккуратно поставлять Сталину 2000 тонн, а затем США и Канада в свою очередь довели свои поставки этого металла до 6000 тонн ежемесячно.
В дни Сталинградской битвы, когда стало непрерывно возрастать производство современных типов самолетов, это, конечно, было заслугой авиационной промышленности СССР. Тем не менее надо вспомнить о происхождении «крылатого металла» и прочих вещей, без которых самолеты не летают. Так, самые лучшие в мире танки имели самые лучшие в мире танковые двигатели В-2, основной металл для которых – алюминий. А откуда?
Стоит также вспомнить, что каждый четвертый самолет и танк, поступившие на фронт к началу Сталинградской битвы, были импортные. Все это позволило увеличить число самолетов в действующей армии с января по июль 1942 года в 1,3 раза и достичь общего превосходства в танках над противником. Последних было достаточно, чтобы сформировать под Сталинградом в конце июля две танковые армии (1- и 4-ю). На сталинградской земле в боях участвовали танки американского производства, а в небе – американские и британские самолеты.
Можно с уверенностью сказать: не будь у страны столько алюминия, немцы отодвинули бы нас до Урала, а может быть и дальше; и Сталинград оказался бы в глубоком вражеском тылу. Стоит добавить, что вся цветная металлургия до конца войны оставалась одним из узких мест экономики СССР, и мы на 80–100 % зависели от союзников.
По итогам войны можно отметить, что доля импортных самолетов среди советских составляла 16%, а по гидросамолетам СССР зависел от союзников на все 100%. За войну доля импортных танков среди советских составляла 17%.
Другая беда, как и с алюминием, возникла в производстве пороха и боеприпасов.
Транспорт является, как известно, важнейшим средством связи между тылом и фронтом.
Путевое хозяйство – наиболее металлоемкая отрасль железнодорожного транспорта – металла не получало. Поэтому для строительства железной дороги Петров Вал – Иловля были разобраны рельсы с построенных до войны участков БАМа. Построенная в августе 1942 года, эта дорога имела огромное значение для снабжения войск в Сталинградской битве. И здесь нам оказали помощь союзники – поставили около 700 тыс. тонн рельсов, колес, колесных валов и другой техники.
Для доставки войск и материальных средств в оперативном и войсковом звеньях использовался автомобильный транспорт. До октября 1942 года американцы прислали 85 тыс. грузовых автомашин (в СССР было выпущено 32,3 тыс.), что значительно повысило оперативную подвижность соединений, предназначенных для наступления под Сталинградом.
До конца войны одна только Америка поставила в СССР 427284 армейских грузовика. Это были лучшие в мире и любимые войсками «студебеккеры» и «доджи». Оттуда же получили 50501 джип «виллис». Для этой армады машин было поставлено 3,7 млн автомобильных шин. Кроме того, союзники поставили 8701 трактор, более 13000 тягачей и бронетранспортеров, 35041 армейский мотоцикл. В целом же в войну СССР по автотранспортным средствам зависел от союзников на 70%.
Для управления войсками, как известно, требуются средства связи. Союзники поставили нам сотни тысяч радиостанций и полевых телефонов, более 1,5 млн километров телефонного провода. Последнего было получено в 15 раз больше, чем сами произвели.
Три четверти всех грузов перевезли американские или предоставленные по ленд-лизу СССР суда. Кроме того, в океанских (морских) перевозках участвовали суда других стран.
Теперь перейдем к ВМФ. За войну СССР потерял 1014 собственных кораблей, из них – 314 основных классов. Последних было спущено на воду всего 70. А вот из США Сталин получил целый флот в составе 595 кораблей. Только Северный флот получил из Британии 119 кораблей, включая линейный корабль и крейсер.
В 1942 году крайне сложной оказалась продовольственная проблема. Противник захватил 47% посевных площадей и 45% поголовья крупного рогатого скота. Зерна было заготовлено в два раза меньше, чем в 1941 году (такая же ситуация повторится и в 1943 году). Так вот, в 1942 году СССР только из США получил продовольствия в размере 13,6% от общего объема поставок. Во время битвы за Сталинград суда, грузившиеся на западном побережье США, в первую очередь брали на борт продовольствие, а затем боеприпасы. Главные продукты поставок: зерно, мука, крупы, мясо, сахар, жиры и растительное масло. Но все чаще в запросах советского командования звучало – «тушенка». Именно этот продукт как нельзя более подходил для сурового солдатского быта.
Объемы завезенного к нам продовольствия советские историки обычно указывали в тоннах, хотя знали о том, что в СССР ввозились прежде всего концентрированные или обезвоженные продукты. Однако расчеты калорийности – даже без учета пищевого спирта! – показывают, что полученного по ленд-лизу продовольствия было достаточно, чтобы кормить Красную Армию в течение ВСЕЙ войны.
Союзники также одевали и обували Красную Армию. Они поставили 69 млн кв. метров шерстяных и один млн кв. метров хлопчатобумажных тканей, свыше 15 млн пар обуви и более 50 тыс. тонн кожи для пошива обуви на советских фабриках.
Зачастую поставлявшейся технике – вездеходам, радиолокационной аппаратуре, гидроакустическим станциям, электронасосам, пневмоинструментам, многоканальным телефонным станциям – в СССР вообще не было аналогов. Практически ленд-лиз стал для СССР легальным каналом промышленного шпионажа. Судовая автоматика, двигатели, радары, радиостанции, оргстекло, водолазное и судоподъемное оборудование, штурманско-навигационные приборы – все это копировалось советскими конструкторами и запускалось в производство.
В СССР всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по ленд-лизу. Но англо-американская помощь стала одним из значительных факторов советской победы.
На самом деле подавляющее большинство грузов по ленд-лизу мы получили, по сути, БЕСПЛАТНО. США не требовали от СССР денег за военные материалы и оборудование. Правда, американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, которые продолжались и после капитуляции Германии и Японии, вплоть до 20 сентября 1945 года. Сумма была сокращена примерно до 700 млн долларов, но и те СССР решил не отдавать…
Давайте же перестанем верить мифам, которые мы сами выдумали, и искренне поблагодарим тех, кто помог нам выиграть ту войну. Так же как и они должны быть благодарны советским солдатам, остановившим фашизм ценой собственных жизней.
Победа, одержанная в 1945 году, является ОБЩЕЙ для всех стран антигитлеровской коалиции. И это историческая данность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий