16 января 2012 г.

То ли фильтр, то ли нет.


На выборах губернаторов «президентского фильтра» не будет, однако партии «могут» согласовывать кандидатов с Кремлем добровольно, следует из проекта поправок, который президент внес в Госдуму. Участвовать в выборах смогут и самовыдвиженцы после сбора подписей. Эксперты и представители партий недовольны расплывчатостью формулировок.
Медведев внес закон о выборах губернаторов

Судя по этому тексту, выборы глав регионов в Кремле после недолгих раздумий (о реформе президент Дмитрий Медведев объявил меньше месяца назад в послании Федеральному собранию) решено вернуть почти в том же виде, в каком они существовали до 2005 года, когда были отменены Владимиром Путиным.


В них смогут участвовать и кандидаты от партий, и самовыдвиженцы. Причем партиям даже не потребуется собирать подписи за своего номинанта. Самовыдвиженцам подписи собирать как раз придется, но их число будут определять сами регионы. Представлявшая законопроект журналистам помощник президента Лариса Брычева объяснила, что в администрации не смогли найти единую формулу по подписям из-за того, что численность жителей везде разная. Теоретически ничто не мешает регионам установить такое число подписей, собрать которое кандидату окажется затруднительно.


Главной интригой законопроекта была судьба так называемого «президентского фильтра», о необходимости которого говорил во время своей «прямой линии с населением» премьер-министр Владимир Путин. Это вызвало серьезное недовольство оппозиции и критические отзывы экспертов, но в Кремле нашли весьма необычный способ воплотить эту идею.


«Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом, порядок проведения которых определяется президентом», – говорится в пояснительной записке.
Брычева пояснила, что такие консультации будут добровольными, инициировать их смогут как сами партии, которые захотят посоветоваться, так и сам президент, но эта процедура ни к чему не обязывает. Партии могут не соглашаться с рекомендациями президента, а запретить выдвижение того или иного претендента глава государства не сможет.


Зато президент все-таки сможет уволить губернатора «по утрате доверия», но под такой формулировкой могут быть только «выявленные факты коррупции» или «нерегулирование конфликта интересов». «Например, наличие у главы региона какого-то крупного пакета акций», что будет побуждать главу региона действовать в интересах какой-либо компании, привела пример Брычева. В действующем законе причины для утраты доверия не конкретизированы.


Источник «Газеты.Ru» в Кремле полагает, что решать судьбу коррумпированных губернаторов будет президентский совет по противодействию коррупции, который сможет рассматривать те или иные случаи и давать рекомендации президенту. Сейчас этот же орган подобным образом должен рассматривать случаи конфликта интересов госслужащих.


Другими причинами увольнения губернаторов могут стать нарушение законодательства или «неоднократное, без уважительных причин, неисполнение обязанностей», причем такие факты должны быть установлены судом, гласит законопроект. После этого запускается процедура отзыва губернатора – за отзыв главы региона должно проголосовать более половины населения. Этот механизм в отношении губернаторов существовал в российском законодательстве и до 2005 года, но ни разу не применялся.


Законопроект не устанавливает никаких ограничений для глав регионов, которые смогут переизбираться сколько угодно сроков. Один губернаторский срок не должен превышать пяти лет. Никаких ограничений по кандидатам нет, в выборах смогут принять участие даже те, кто был в свое время уволен Кремлем, например экс-мэр Москвы Юрий Лужков или глава Башкирии Муртаза Рахимов, признала, отвечая на вопрос «Газеты.Ru», Брычева. Некоторая коллизия может возникнуть после принятия законопроекта. По прогнозу Брычевой, документ с учетом всех процедур может вступить в силу в мае. После этого в течение двух месяцев все регионы должны принять поправки в местное законодательство. Но если полномочия главы региона истекут в течение двух месяцев после вступления закона в силу, но до принятия поправок местным парламентом, то процедура назначения нового главы становится неясной. В Кремле пока не придумали, как решить эту проблему, но столкнуться с ней, весьма вероятно, придется. В мае, например, истекают полномочия губернатора Московской области Бориса Громова.


Эксперты называют законопроект недоработанным и не верят в то, что партийные консультации с президентом будут добровольными, а не обязательными.«Сослагательное наклонение – это вообще-то не правовая норма», – считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов «Посмотрим, как это фактически реализуется, но пока это желание Кремля нейтрализовать социальный негатив, сказать: «Мы пошли на уступки, больше не митингуйте»», – полагает он.


Возможность самовыдвижения Голосов оценивает как уступку со стороны власти. «В Кремле якобы соглашаются с тем, что выборы, на которых ограничивается пассивное избирательное право, – это не настоящие выборы», – считает эксперт. Отсутствие «президентского фильтра» в президентском варианте законопроекта не означает, что его не будет в итоговом варианте закона: «никто не знает, какой вид этот законопроект приобретет после прохождения через Государственную думу», опасается он.


По словам Голосова, даже если от идеи «фильтрации» откажутся, реальная либерализация выборов региональных начальников станет возможна только с 2013 года. «По тем правкам в партийное законодательство, которое мы имеем, создание новых партий, которые получат возможность выдвигать своих кандидатов в губернаторы, будет возможно только с этого времени», – говорит он.


Выборность губернаторов без настоящего разделения властей на региональном уровне, например без возможности отзыва губернатора местным парламентом, – недостаточная мера: она может привести к «восстановлению режима электоральных автократий, упрочению режима единоличной власти», как это было во многих национальных республиках и областях в минувшие два десятилетия, уверен руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.


Парламентская и непарламентская оппозиция сетует на туманность формулировок. Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев считает, что идея консультации партий с администрацией президента превращают поправки в «нонсенс». «Справедливая Россия» будет настаивать на исключении пункта о консультациях, заявил, в свою очередь, «Газете.Ru» член думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству от этой партии Александр Агеев. Президент пытается оставить за собой право финального решения – это может спровоцировать новые протесты, считает «эсер». С ним соглашается лидер «Правого дела» Андрей Дунаев, считая, что это «опасно».


Консультации по кандидатам в губернаторы могут занять все рабочее время президента, иронизирует лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «У нас 83 региона, сейчас семь партий, а если их станет больше? Сколько же времени президент будет тратить на консультации?» – задается вопросом Митрохин. «Конечно, это шаг вперед, но, как у нас обычно бывает, очень короткий», – оценил политик воплощение инициативы о возвращении выборов губернаторов.


«Единая Россия» поддержит предложение президента в том виде, в котором текст будет внесен в Госдуму, сообщил секретарь президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов. «Единая Россия» сохранила в Госдуме нового созыва большинство, этого достаточно для принятия законопроекта, напоминает единоросс.




Комментариев нет:

Отправить комментарий