Электоральный рейтинг Владимира Путина почти не меняется, подсчитал Левада-центр, несмотря на сокращение числа неопределившихся и рост тех, кто будет бойкотировать выборы. Эксперт отмечает, что голоса неопределившихся — а это каждый четвертый избиратель — уже несколько лет уходят не власти, а ее оппонентам.
В январе электоральный рейтинг Владимира Путина составляет 37% голосов, подсчитал Левада-центр. Летом и в начале осени минувшего года число готовых голосовать за премьер-министра не превышало 23—27%. В октябре, после объявления о рокировке Путина и действующего президента Дмитрия Медведева, ситуация резко изменилась: Путин получил сразу 36%. Впрочем, еще через месяц, в ноябре прошлого года, рейтинг премьера сполз до 31%, потом в декабре вернулся к значению 36% и, соответственно, за последний месяц изменился в границах погрешности, хотя Путин активно ведет президентскую избирательную кампанию.
Левада-центр обнародует электоральный рейтинг кандидатов в президенты последним из ведущих социологических центров — до него это сделали фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и ВЦИОМ. Данные всех центров совершенно не совпадают: ФОМ дает Путину 45% голосов, ВЦОИМ — на 7% больше, 52%, а «Левада» — на 8% меньше ФОМ.
Левада-центр и ФОМ допускают возможность второго тура на выборах 4 марта, и только ВЦИОМ такой возможности не допускает.При этом ВЦИОМ показывает, что Путин набирает по 7% голосов за две недели, ФОМ демонстрирует еженедельный прирост его рейтинга в 1%.
Без учета неопределившихся респондентов — их сейчас 26% — на выборах Путин получает 62% голосов и побеждает в первом же туре, отмечают социологи Левада-центра.
Вторым должен финишировать лидер КПРФ Геннадий Зюганов, у него 8% от общего числа респондентов и 15% от определившихся. При этом у Зюганова в январе социологи наблюдают двухпроцентный рост (другие социологические службы фиксировали неизменность или даже снижение рейтингов лидеров парламентской оппозиции на фоне состоявшихся в декабре многотысячных митингов протеста против фальсификации думских выборов 4 декабря). Также по два процента за месяц прибавили лидер «Справедливой России» Сергей Миронов и самовыдвиженец миллиардер Михаил Прохоров — у обоих рейтинг вырос с 2% до 4%.
Третье место с 5% у лидера ЛДПР Владимира Жириновского, не поддержавшего митинги оппозиции. Он единственный оппозиционер, чей электоральный рейтинг за это время снизился.С учетом неопределившихся респондентов Жириновский набирает 9%, Прохоров — 6%, а Миронов — 5%. Лидеру «Яблока» Григорию Явлинскому, снятому с дистанции ЦИКом, социологи насчитали 2% голосов от числа определившихся граждан, доля политика в общем числе опрошенных неизвестна.
За действующего президента Медведева в январе готовы голосовать менее 1% россиян, в то время как еще минувшим летом, до объявления о рокировке с Путиным, его электоральный рейтинг составлял 18%.
Число не определившихся с выбором своего кандидата за этот месяц уменьшилось с 22% до 17%, при этом на 5%, с 9% до 14%, выросла доля тех, кто не хочет идти голосовать вообще.
В ходе осенней избирательной кампании по выборам в Госдуму, по итогам опросов Левада-центра, политические партии получали, как правило, бóльшую поддержку населения, чем по итогам исследований других социологических служб. Однако ни результаты опросов «Левады», ни данные других социологов не совпали с итогами голосования 4 декабря, причем результаты «Единой России» оказались хуже, чем предполагали социологи, а результаты других партий, наоборот, лучше.
В случае с партией власти и ее кандидатами ориентироваться надо на показатели от общего числа опрошенных, так как опыт последних лет показывает, что реальный результат власти на выборах ближе к именно этому показателю, а не к доле от числа определившихся, говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.«Это связано с тем, что, с одной стороны, многие избиратели, которые собираются голосовать против власти, не доверяют социологам, считая их представителями власти, и говорят им, что еще не определились, или дают ответ, который считают нормативным. С другой стороны, наиболее сложно выбрать кандидата именно протестному избирателю, который во многом голосует за «любого другого кандидата». В итоге на выборах процент от неопределившихся отходит не власти, а ее оппонентам», — поясняет эксперт.
Предсказать, кому именно отойдут голоса неопределившихся респондентов на этот раз, Кынев не берется: «Это зависит от качества кампании, контрпропаганды и позиции региональных лидеров общественного мнения, поддержавших того или иного кандидата».
Главной проблемой нынешней избирательной кампании собеседник «Газеты.Ru» считает незаинтересованность власти в наличии интриги. «Но, если избиратели поверят в возможность второго тура, это мобилизует протестный электорат», — отмечает Кынев.
Опрос с участием 1600 городских и сельских жителей старше 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов страны был проведен 20—23 января. Статистическая погрешность исследования составляет 3,4%.
Комментариев нет:
Отправить комментарий