Президент России Дмитрий Медведев подписал закон об обязательной ротации чиновников, состоящих на государственной гражданской службе. Документ, который вступит в силу с 1 января 2013 года, подразумевает обязательное изменение состава аппарата чиновников каждые 3–5 лет. При этом под действие закона попадают не все чиновники и государственные служащие — ротации в первую очередь подлежат руководители «территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции».
Как сообщили в пресс-службе Кремля, лица, занимающие другие должности, будут менять работу согласно перечням, утвержденным президентом. В каждом ведомстве должен быть свой план ротации федеральных гражданских служащих.
Как отмечается, закон принят в рамках программы по борьбе с коррупцией. При этом на его реализацию потребуется выделить дополнительные средства из федерального бюджета в размере 322,5 млн рублей. Такие траты потребуются для того, чтобы осуществлять ротацию чиновников ежегодно.
Закон предусматривает возмещение расходов, если в порядке ротации служащий меняет место жительства. Ему также будет предоставляться служебное жилье. При этом оклад чиновника на новом месте должен быть не меньше, чем на предыдущем.
Документом регламентируются причины, по которым чиновник может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. Среди них: наличие заболевания, препятствующего переводу на новую должность; невозможность проживания членов семьи госслужащего в местности, куда он направляется в связи с новой должностью. В таком случае чиновнику будет предложена иная должность гражданской службы.
Законом также предусматривается, что при освобождении чиновника от занимаемой должности в порядке ротации ему будет выплачиваться компенсация в размере четырехмесячной зарплаты (при этом выходное пособие не выплачивается).
Передвижение своих
Директор Института социальной политики Анатолий Голов рассказал BFM.ru, что система ротации чиновников практикуется в некоторых странах мира. «Есть два мировых тренда. Один из них — американский, когда человек движется по одной линии по восходящей. Другой — японский, когда человек переходит с места на место и меняет сферу деятельности, причем в рамках одной компании или структуры. Таким образом, он не становится узким специалистом, ориентированным на один только вид деятельности. Но это все делается после какого-то анализа — в мировой практике нет прямых законов, которые регламентировали бы это», — отметил Голов.
По словам эксперта, в России должностное перемещение чиновников происходит неэффективно, поскольку у нас функцию кадровых служб по-прежнему выполняют отделы кадров. «Во всем мире есть специальные кадровые службы, которые планируют, куда можно переместить сотрудника, отталкиваясь от его способностей, знаний, умений, достижений. Этого у нас нет, и ротация сама по себе без учета особенностей человека ничего не даст. То есть то, что будет у нас –- по форме близко к тому, что делают на Западе, а по сути получится чисто формальная вещь», — считает директор Института социальной политики.
Собеседник BFM.ru уверен, что простая перестановка чиновника с места на место ничего не даст: «Мы этих перестановок видим сколько угодно. Это то, что раньше называлось номенклатурой: попал в обойму — тебя будут двигать с места на место, пока не отправят на пенсию. Это неправильный подход. Идея могла бы быть хорошей, если бы речь шла о поиске оптимального места для конкретного человека, где он принесет наибольшую пользу. А у нас за этим скрывается передвижение своих».
Замдиректора Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов в беседе с BFM.ru отметил, что у нового закона есть и плюсы, и минусы.
«В условиях отсутствия реальной многопартийности и смены политических команд ротация чиновников — это хорошо, потому что это может препятствовать созданию устойчивых преступных сообществ, коррупционных связей», — считает эксперт. Минус, по словам Константинова, заключается в том, что как раз профессиональные чиновники должны оставаться на своих постах как можно дольше. «В наиболее развитых европейских странах эта система работает именно так. Например, во многих странах есть институт первого замминистра, постоянно работающего. Он, несмотря на меняющие администрации, осуществляет преемственность административного руководства аппаратом министерства. Поэтому профессионалы должны быть профессионалами, они должны оставаться, нарабатывать навыки, опыт и прочее. А у нас все немножко шиворот-навыворот», — считает Константинов.
Стоит отметить, что, по данным международной неправительственной организации Transparency International, в 2011 году в рейтинге мировой коррупции Россия заняла 143 место из 182 возможных (РФ получила 2,4 балла). Согласно шкале организации, «0» означает высокий уровень коррупции, а «10» — абсолютную некоррумпированность. Критической составители рейтинга считают отметку в пять баллов.
Напомним, весной этого года в рамках борьбы с коррупцией Дмитрий Медведев подписал закон овведении кратных штрафов за взятки. Этот документ установил четыре вида взятки: «простая взятка», взятка в значительном размере, взятка в крупном размере и взятка в особо крупном размере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий