«Элар» — крупнейший в России создатель электронных архивов, его годовая выручка — 1,5 млрд рублей. Сотрудники компании работают не только с документами нефтяников и газовиков, но и, к примеру, с архивом Московского зоопарка или дневниками Николая II.
Идея сканировать документы и переводить их в электронный вид посетила основателя «Элара», в прошлом конструктора микроэлектронной аппаратуры Сергея Баландюка еще в 1995 году. Тогда, вспоминает он, приходилось буквально навязывать библиотекам услугу по переводу каталогов и фондов на электронные носители. «До 2000 года это был не бизнес, а сплошной альтруизм», — говорит предприниматель. Оставаться на плаву помогали побочные проекты: Баландюк с партнерами торговал компьютерами, писал программное обеспечение.
Но в 2000-х годах рынок стал расти. А когда в 2006 году была запущена госпрограмма «Электронная Россия» по переводу документов всех органов власти в цифровой вид, начался настоящий бум. «Длина полок в государственных и региональных архивах России — около 8500 км, из старых документов переведено в электронный вид всего около 1%», — прикидывает объем работ только в госсекторе Алексей Рыков, операционный директор конкурирующей компании «ОСГ Рекордз Менеджмент Центр». На заказы от госструктур приходится 75% выручки «Элара». Средний бюджет заказа — 1 млн рублей. Чтобы завербовать новых клиентов, «Элар» провел уже более шестисот бесплатных семинаров для сотрудников архивов, библиотек и отделов делопроизводства.
В бывшем офисе «Евросети» недалеко от Савеловского вокзала в Москве, куда недавно переехал один из центров по обработке документов «Элара», кипит работа. Казалось бы, что может быть проще, чем сканирование документа? Но есть нюансы.
Комната, где происходит оцифровка, напоминает декорации к съемкам шпионского фильма. Плотные жалюзи не дают внешнему свету сказаться на качестве — бригада сканировщиков обрабатывает документы Центрального архива Минобороны. Для ускорения процесса в компании используются сканеры без прижимающих крышек. (В арсенале «Элара» более 200 различных сканеров, копирующих не только листовой материал, но и огромные чертежи и даже предметы. Используя 3D-устройства, сотрудники компании создали, например, трехмерные изображения коллекции подарков российским президентам.)
Операторы аккуратно перебирают пожелтевшие страницы солдатских досье. Вместе с получившимися изображениями их отправляют на проверку: все ли отсканировано и в каком качестве. Например, не закрыл ли загнувшийся уголок ветхого документа цифру или букву. Брак отправляется на переделку, и компьютерная система автоматически фиксирует этот факт. Для каждого сотрудника есть норма выработки и предельное количество допустимых ошибок. Потом дела снова сшиваются и сканы отправляются к операторам, переводящим их в текстовый документ. Зал, где они работают, напоминает колл-центр. Десятки молодых людей рассматривают отсканированные странички и заполняют соответствующие поля в специальных формах. На экранах мелькают договоры на подключение «Лен-энерго», церковные метрики и первые постановления большевиков.
Чтобы избежать ошибок, документы по системе случайной выборки дают прочитать еще одному сотруднику. Рекрутеры «Элара» не скрывают, что из-за монотонной работы в компании высокая текучка кадров. Проблему пытаются решать нетривиально. Для студентов, которые подрабатывают в компании, придумали акцию «Приведи друга». Тот, кто привел нового человека, получает бонус 500–1000 рублей.
На «Элар» трудится армия фрилансеров — около 4000 человек. Работа с ними построена по принципу конвейера: им доверяют элементарные операции, которые может сделать непрофессионал. За ввод одной единицы информации «надомник» получает от 20 копеек. Обучение проходит дистанционно, после него «новобранец» вступает в одну из групп, работающую над тем или иным проектом. Куратор группы раздает задания. Если кто-то перестал вводить информацию (рекомендуемая «Эларом» норма составляет 3 часа в день), незаконченная работа тут же распределяется между другими членами команды.
Компания работала без сбоев до 2009 года, когда оборот «Элара» упал на треть (госсектор медленнее, чем частные компании, отреагировал на кризис — министерства и ведомства редко переверстывают утвержденные бюджеты). Ориентация на заказы от госструктур — ахиллесова пята «Элара», считают конкуренты. В 2010 году, когда другие компании начали потихоньку восстанавливаться после кризиса, «Элар» упал еще больше — госучреждения в конце 2009 года снова урезали бюджеты.
Однако в этом году Баландюк рассчитывает вернуться на докризисный оборот 3 млрд рублей, не меняя бизнес-модели: на смену незавершенному проекту «Электронная Россия» государство запускает новый — «Информационное общество 2011–2020». В рамках этого проекта «Элар» уже приступил к оцифровке архивов в Самарской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий