29 июля 2011 г.

Семь друзей русского стартапера



Российские власти поддерживают инновации. В стране куча нефтяных миллионеров, которым ничего не стоит потратить лишний миллион на стартап вместо сто первой яхты. За краудфандингом будущее. А Google начинал в гараже и получил чек на $100 000 от бизнес-ангела под голую идею.
Если вы верите перечисленным тезисам и исходя из них собираетесь искать финансирование для своего первого стартапа, то самое время прочитать этот текст. Лучше пусть разочарование наступит сейчас, чем через год когда все накопленные наемным трудом деньги закончатся, а инвестиции так и не найдутся.
Дальше я буду писать о личном опыте получения финансирования на стартап, занимающийся проектированием космической техники. Но надо понимать, что у компаний из менее экзотических отраслей (например, ИТ) трудностей, наверное, будет меньше.
1. «Роснано». Это первые к кому мы обратились, тем более что нано можно сейчас найти, где угодно. Например, наша компания планировала работать с наносмазками и фильтрами для оптики с покрытием из нанопорошка. Впрочем, это было явно недостаточно, поэтому отказ в финансировании закономерен. Кроме того, судя по одобренным заявкам, «Роснано» все-таки тяготеет к финансированию фирм более поздней стадии. Но приятное впечатление оставило наличие довольно ясно сформулированных заявок (хотя и многостраничных) и вменяемый менеджер, который действительно прочитал бизнес-план (поверьте, не все потенциальные инвесторы этим заморачиваются).
2. Муниципальная поддержка. Практически в каждом городе существует какая-то программа поддержки малого бизнеса, которая обычно включает юридические консультации, бухобслуживание, предоставление офиса или юрадреса по сниженным ценам, а также различные гранты, субсидии и кредиты. Юрист, бухгалтер и аренда – это полезно, а вот субсидии не рассчитаны на стартапы. Предприятие, которое на первых порах развивается без прибыли, либо еще не нуждается в том, что ему предлагает муниципалитет (например, льготные процентные ставки по кредитам), либо не удовлетворит условиям конкурса на субсидии (требуется показать прибыль).
3. Зворыкинский проект. Так называется система отбора и финансирования молодежных инновационных проектов. Премии или деньги от инвесторов получают, конечно, немногие, но то же самое можно сказать о любых путях финансирования стартапа – всегда много желающих и мало счастливчиков. Мы, например, не получили. В этом частично и наша вина: не разобравшись, мы решили участвовать в «зворыкинской» смене молодежного лагеря на «Селигере» в статусе спецгостя, а не рядового участника смены и тем самым автоматически себя исключили из конкурса. Забавно, что попасть на «Селигер» было очень просто (один мой знакомый просто зарегистрировал свой проект на сайте). Однако совершенно неожиданно вокруг возникают посредники, которые утверждают, что попадание на «Селигер» – это жутко «блатное» дело, возможное только благодаря личным связям и за «интерес» в нашем проекте они помогут все организовать и т.д.
«Зворыкинская» смена на Селигере – это очень полезное мероприятие. По сути, это двухнедельная выставка научно-технических проектов, которую в обязательном порядке посещает олигарх Прохоров, политтехнолог Сурков и другие хорошие люди. Денег, конечно, они с вертолета на юных инноваторов не бросают, но, с другой стороны, если вас интересует развитие бизнеса, то лишний шанс поговорить с ними упускать не надо. Участникам смены читают лекции, хотя сами по себе эти лекции не настолько уникальны, чтобы приезжать ради них в лагерь «Наших». Самое полезное, что можно увезти с Селигера – контакты с людьми. Многие мне признавались, что именно так им видится идеальная российская Кремниевая долина – лето, солнце, курортная обстановка, свободное общение с коллегами, заезжие олигархи и политики. Дополнительное сходство с Кремниевой долиной придают функционеры, разъезжающие по лесным тропинкам на «сигвеях».
Конечно, в лагере есть политическая агитация, но участников именно научно-технической смены не докучают политическими лекциями, а десяток плакатов с Путиным и Медведевым не должны отвратить молодого предпринимателя от желания провести две недели в российском аналоге Кремниевой долины.
4. «Сколково». Про самый пафосный проект поддержки инноваций написать нечего, потому что космический кластер пока даже не заработал, а предприятия, отобранные в ИТ-кластер, ну никак не напоминают компании «посевной» стадии – это спин-оффы состоявшихся компаний, созданные опытными бизнесменами.
5. Краудфандинг. Многие начинающие предприниматели, как и мы в свое время, не понимают главную вещь про сбор пожертвований. Краудфандинговые проекты дают весомую отдачу только когда поддерживаются массированной рекламой (например, благотворительные марафоны на ТВ). А реклама стоит денег, которых у маленького стартапа нет. В противном случае ваша идея по сбору денег либо выстрелит (как знаменитый проект по продаже пикселей на веб-странице), либо не выстрелит, что намного вероятнее. Нам сайт по сбору пожертвований и его раскрутку делало то же агентство, что занималось интернет-маркетингом для «Ведомостей» и Gillette, поэтому дело не в профессионализме исполнения. Просто реклама – это двигатель краудфандинга.
То же самое относится к мифу о дешевой и эффективной вирусной рекламе. Люди, изучающие бизнес по «Хабрахабру», не понимают, что вирусной рекламой называют сработавшую вирусную рекламу, а это навскидку один из 100 роликов. Остальные 99 бесплатных вирусных компаний просто не дают эффекта, как и все бесплатное.
6. Англоязычный телеканал Russia Today, который теперь предпочитает называть себя просто RT. Внезапно канал, который считается рупором госпропаганды, оказался одним из немногих эффективных инструментов поддержки инноваций. Во-первых, RT заинтересована в том, чтобы заполнять эфир сюжетами об интересных российских проектах и делает это абсолютно бесплатно. Во-вторых, там работает самая профессиональная в России команда (сугубо на мой взгляд, если судить по качеству «картинки»), поэтому по итогам съемок вы получите ролик, который сможете поставить на сайт и крутить на презентациях. В-третьих, этот ролик будет на английском языке и его не стыдно показать на Западе, а это важно, если вы целитесь на зарубежный рынок.
Сюжеты RT по теме частной космонавтики довольно популярны и просматриваются и репостятся как минимум не реже сюжетов западных каналов. Если бы власти спрашивали меня, кому надо увеличить финансирование, чтобы поддержать российский инновационный бизнес, то я бы однозначно проголосовал не за раскрученные «Роснано», РВК и Сколково, а за RT и муниципальные программы.
7. Бизнес-ангелы и спонсоры. О них могу сказать коротко – под идею денег не дают. Эстер Дайсон со мной согласна. Ходят слухи, что в Калифорнии в настоящей Кремниевой долине стоит только зарегистрировать стартап, как тебе сразу же несут миллион. В Долине, к сожалению, не был, но подозреваю, что это сказки о кисельных берегах.
Люди опытные скажут, что и на Западе, и в России большинство стартапов финансируется из собственных средств основателей, а ангелы, фонды, кредиты, богатые друзья, родственники и сумасшедшие миллионеры в основном существуют в PR-легендах или приходят уже на той стадии, когда компания худо-бедно может прожить сама. Для сомневающихся – прекрасный текст Five myths («Пять мифов») из отчета Global Heroes журнала The Economist.
Но несмотря на все предостережения молодой предприниматель верит, что вот в его-то идею инвесторы точно вложатся. Увы, в этом жестоком мире можно рассчитывать только на себя. Конечно, если вы основали ИТ-стартап, то с финансированием будет полегче, но не радикально легче. Совет один: прежде чем ввязываться в дело, убедитесь, что на своем личном банковском счете вы накопили денег как минимум в 3 раза больше, чем нужно для выхода на окупаемость согласно вашему бизнес-плану. И через два года, снимая последнюю тысячу рублей с карточки и просматривая Job.ru поблагодарите меня за этот совет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий