Сегодня президент России Владимир Путин утвердил состав своей администрации, в нее вошли бывшие министры Андрей Фурсенко, Татьяна Голикова, Игорь Левитин, Рашид Нургалиев и другие видные представители бывшего состава правительства Путина.
Какое влияние получит администрация президента, и для чего Владимир Путин забрал в Кремль своих бывших министров?
Эксперту Института национальной стратегии Павлу Святенкову перестановки напомнили глобальную рокировку.
"Получается, что руководители, которые покинули свои министерства, станут помощниками президента и, вероятно, в этом качестве будут курировать свои прежние ведомства. При этом обращает на себя внимание, что теперь будет два первых заместителя главы администрации.
Со времен Владислава Суркова был только один, но теперь у Вячеслава Володина будет конкурент в лице бывшего пресс-секретаря президента Алексея Громова"
отмечает политолог.
Раздражающие общественность министры, которые вызывали постоянную критику, просто перешли из правительства в администрацию президента.
"То есть получается, что фактически в администрации президента возникает параллельное правительство, которое, видимо, тем или иным способом будет контролировать правительство аутентичное. Подобное дублирование было бы излишне, если бы те министры, которые находятся в правительстве, обладали бы достаточными полномочиями и достаточным доверием со стороны руководства государства"
считает П.Святенков.
В свою очередь замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что у помощников президента - не большой аппарат, который не может подменить министерство. Однако эти помощники будут иметь прямой выход на президента и могут сохранить влияние и на свои бывшие ведомства, то есть в этом смысле им не нужен большой аппарат.
В качестве примера А.Макаркин приводит помощника президента по социальным вопросам – Татьяну Голикову, которая просто оставила в правительстве своих же людей (министрами здравоохранения и труда и соцзащиты стали бывшие заместители Т.Голиковой – Вероника Скворцова и Максим Топилин).
Политолог предполагает, что именно Т.Голикова выбирала кандидатов на должности социальных министров, поэтому достаточно серьезное неформальное влияние она сохранит.
"У нас правительство отвечает за экономику. А здесь получается, что за экономику отвечает еще и целая группа помощников главы государства. Тут возникает вопрос: кто главный, а кто несет реальную ответственность. Причем, обычно у нас главный – это тот, кто имеет прямой выход на реального главу государства. Сейчас у нас реальный глава и официальный глава объединены в одной фигуре. В.Путин уже демонстрирует, что собирается контролировать самые разные сферы государственной жизни. И, скорее всего, роль помощников будет здесь достаточно высока. Это может повлиять на оперативность принимаемых решений"
говорит А.Макаркин.
В то же время П.Святенков считает такую структуру власти достаточно неустойчивой. Скорее всего, она в тот или иной период времени подвергнется коррекции.
"Подобного параллелизма, когда целая группа бывших руководителей ведомств нашла себе убежище в администрации президента, мы не видели уже достаточно давно. Администрация президента обычно курировала политическую составляющую российского политического процесса, а хозяйственные вопросы оставались на усмотрение правительства, которое с советских времен считалось хозяйственным органом. В данном случае министры перешли в администрацию, получается, что администрация тоже будет заниматься хозяйственными делами. Получается, что у нас некое двойное правительство"
констатирует политолог.
Подобные "неконституционные игрушки" никак не повлияют на реальную расстановку сил: "открытое правительство" может собираться на заседания и говорить там что угодно, а караван пойдет своим путем.
Правительство Медведева будет не технократическим, а техническим, центр принятия решений снова переместится в Кремль, и все вернется на круги своя.
Свои мнения рассказали РБК ведущие российские политологи.
Эксперту Института национальной стратегии Павлу Святенкову перестановки напомнили глобальную рокировку.
"Получается, что руководители, которые покинули свои министерства, станут помощниками президента и, вероятно, в этом качестве будут курировать свои прежние ведомства. При этом обращает на себя внимание, что теперь будет два первых заместителя главы администрации.
Со времен Владислава Суркова был только один, но теперь у Вячеслава Володина будет конкурент в лице бывшего пресс-секретаря президента Алексея Громова"
отмечает политолог.
Раздражающие общественность министры, которые вызывали постоянную критику, просто перешли из правительства в администрацию президента.
"То есть получается, что фактически в администрации президента возникает параллельное правительство, которое, видимо, тем или иным способом будет контролировать правительство аутентичное. Подобное дублирование было бы излишне, если бы те министры, которые находятся в правительстве, обладали бы достаточными полномочиями и достаточным доверием со стороны руководства государства"
считает П.Святенков.
В свою очередь замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что у помощников президента - не большой аппарат, который не может подменить министерство. Однако эти помощники будут иметь прямой выход на президента и могут сохранить влияние и на свои бывшие ведомства, то есть в этом смысле им не нужен большой аппарат.
В качестве примера А.Макаркин приводит помощника президента по социальным вопросам – Татьяну Голикову, которая просто оставила в правительстве своих же людей (министрами здравоохранения и труда и соцзащиты стали бывшие заместители Т.Голиковой – Вероника Скворцова и Максим Топилин).
Политолог предполагает, что именно Т.Голикова выбирала кандидатов на должности социальных министров, поэтому достаточно серьезное неформальное влияние она сохранит.
"У нас правительство отвечает за экономику. А здесь получается, что за экономику отвечает еще и целая группа помощников главы государства. Тут возникает вопрос: кто главный, а кто несет реальную ответственность. Причем, обычно у нас главный – это тот, кто имеет прямой выход на реального главу государства. Сейчас у нас реальный глава и официальный глава объединены в одной фигуре. В.Путин уже демонстрирует, что собирается контролировать самые разные сферы государственной жизни. И, скорее всего, роль помощников будет здесь достаточно высока. Это может повлиять на оперативность принимаемых решений"
говорит А.Макаркин.
В то же время П.Святенков считает такую структуру власти достаточно неустойчивой. Скорее всего, она в тот или иной период времени подвергнется коррекции.
"Подобного параллелизма, когда целая группа бывших руководителей ведомств нашла себе убежище в администрации президента, мы не видели уже достаточно давно. Администрация президента обычно курировала политическую составляющую российского политического процесса, а хозяйственные вопросы оставались на усмотрение правительства, которое с советских времен считалось хозяйственным органом. В данном случае министры перешли в администрацию, получается, что администрация тоже будет заниматься хозяйственными делами. Получается, что у нас некое двойное правительство"
констатирует политолог.
Подобные "неконституционные игрушки" никак не повлияют на реальную расстановку сил: "открытое правительство" может собираться на заседания и говорить там что угодно, а караван пойдет своим путем.
Правительство Медведева будет не технократическим, а техническим, центр принятия решений снова переместится в Кремль, и все вернется на круги своя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий