Итоги года - в социальной части Сети. Главное, именно с социальной точки зрения тенденция - использование соцсетей в координации протестов так называемого "креативного класса", по крайней мере, в Москве. Чего стоит только попытка определить, кто будет выступать на митингах с помощью Facebook-голосовалки. Впрочем, нас всегда больше интересовала техническая, или бизнес-сторона Интернета, и социалок в том числе.
Вот как описывает ситуацию Герман Клименко, владелец счетчика Liveinternet, который считают термометром рынка: "Парадоксальная история. Совершенно чудесная. Я думал, это произойдет в этом году, этим летом. Схема фильма “Горец”, когда в живых должен остаться только один. По прежнему растут "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, Google+. В какой-то момент времени должна произойти избыточность - ну не может человек вести два аккаунта одновременно. То есть, у нас все-таки есть какая-то неосвоенная кормовая база социальными сетями. Но в какой-то момент времени кто-то должен начать терять в пользу кого-то. И я думаю, это произойдет в следующем году. И "ВКонтакте" показывает очень хорошие темпы роста, и "Одноклассники" показывают хорошие темпы роста, и Facebook, то есть, никто не падает, все растут, у всех все хорошо".
***
Впрочем, растут, как выясняется все очень по-разному. Вот Facebook в последнее время по количеству регистраций растет значительно медленнее, чем в начале года.
Сегодня детище Марка Цукерберга может похвастаться более чем 800 миллионами активных пользователей во всем мире. При этом Россия, несмотря на то, что входит в тройку стран, чьи жители проводят в социальных сетях больше всего времени, является одной из немногих, где Facebook не является абсолютным лидером социального Интернета.
Об этом говорит как глобальная статистика Facebook, согласно которой Россия занимает лишь 29-е место по размеру аудитории, так и данные Liveinternet, свидетельствующие о том, что эта социальная сеть сейчас является третьей по посещаемости в Рунете, уступая "ВКонтакте" и "Одноклассникам".
Но и бронза - это уже определенное достижение. Тем более что третье место досталось не на стагнирующем, а на бурно развивающемся рынке, где каждый из игроков делал все возможное для удержание своей аудитории.
Весной прошедшего года была пройдена важная в психологическом аспекте веха – Facebook обошел по посещаемости самый популярный в России блогхостинг LiveJournal.
"Интеллигенция признала Facebook как средство общения. Сконвертируется ли это во что-то, пока неясно. Но пока ситуация выглядит так – все растут", – считает основатель Liveinternet Герман Клименко.
При этом, как и предполагалось, рост Facebook произошел во многом за счет оттока пользователей ЖЖ.
"Большая часть активной аудитории, ядро, которое есть сейчас, это аудитория, которая раньше, 2-3 года назад, активно пользовалась ЖЖ. Сейчас эта аудитория активно пользуется Facebook", – говорит представитель Facebook в России Екатерина Скоробогатова.
Отметим, что в течение года аудитория Facebook росла неравномерно. Обитатели Рунета, привлеченные новыми возможностями соцсети, вначале просто хотели их опробовать. Как следствие – в начале года самая быстрая фаза роста. Летом рост аудитории замедлился, зато сами пользователи стали вести себя более активно.
"Любой социальный сервис растет скачками, – объясняет Екатерина Скоробогатова. – Вначале идет быстрый скачок. Набор первоначальной аудитории, регистраций. Потом рост этой зарегистрированной аудитории начинает тормозиться, но при этом аудитория, которая уже зарегистрировалась, начинает использовать ресурс и общаться. Потом идет второй качественный скачок, когда то ядро, которое увеличилось, приглашает людей. Поэтому мы сейчас не сфокусированы на приросте новых регистраций — сейчас мы сфокусированы на том, что вырастить ядро".
Пытаясь еще больше вовлечь пользователей и заставить их проводить больше времени на сайте, Facebook дал возможность сторонним компаниям создавать приложения, использующие социальную и вирусную составляющую Facebook на все сто.
Речь, в первую очередь, о музыкальных сервисах, которые первые попытались использовать открывшиеся возможности. На Западе первыми музыкальными партнерами выступили Spotify и Rdio. В России такими сервисами стали Яндекс.Музыка и Zvook. Пользователи смогли видеть, какую музыку слушают их друзья, и при желании расширять свои аудиопознания. Но это лишь первые шаги - в дальнейшем функционал платформы будет расширен.
"Нужно сделать так, чтобы легче было найти ту музыку, которая именно вам будет интересна, нужно сделать так, чтобы ваша музыкальная персона была лучше описана и показана вашим друзьям, – рассказывает инженер Facebook Владимир Федоров. – Но без особенной лишней работы, это должно быть легко, вы можете просто слушать музыку, которая вам нравится или которую вы слышите впервые, и она вам не нравится, и таким образом ваша музыкальная персона строится сама. Также хотелось бы создать каналы для удобства музыкантов, чтобы им самим было интересно и понятно, что нравится их слушателям".
То есть путь, по которому собирается идти Facebook, во многом напоминает то, каким мы привыкли видеть пионеров музыкального стриминга Last.FM. Сами же сервисы, судя по всему, довольны сотрудничеством — ведь это им приносит дополнительные деньги.
Отметился в прошедшем году Facebook и на мобильном рынке. Фактически целый год ходили слухи о готовящемся к выходу "фейсбукофоне" - специализированном смартфоне для общения в соцсети. И хотя большинство слухов оказалось, мягко говоря, преувеличенным, в конце года стало известно, что компания Цукерберга действительно работает над собственным телефоном, который даже имеет название – Buffy. Согласно предварительным данным делать "фейсбукофон" будет HTC, а работать он будет на сильно модифицированном Android.
Главное, что хотят привнести в Facebook в мобильную операционку Google, – интеграция в нее языка программирования HTML5. Цель модификации – создание собственной веб-платформы для написания и распространения приложений. Платформы, которая была бы независима от Apple и Google.
Сам "фейсбукофон" – опять же, по слухам – появится только в конце текущего года, но уже в 2011-м были сделаны первые шаги, позволяющие понять, в каком направлении движется компания Цукерберга. Facebook наконец-то запустил версию для iPad и сильно модифицировал обычную мобильную версию сайта. Главное изменение как раз и касалось возможности запуска приложений — раньше это могли делать только те, кто заходил в соцсеть с обычных компьютеров.
***
Раз уж судьбу российского Facebook так связали с "Живым журналом", мы не можем не рассказать о том, как жил в 2011-м ЖЖ. Тем более что картина получается вполне себе ЖЖивенькая.
У блог-платформы Livejournal в Рунете был непростой год. Площадка пережила несколько крупнейших DDOS-атак, хакерские кражи аккаунтов известных людей и смену руководства. Но закончился год неплохо. И именно мощнейшие кибернападения, начавшиеся в марте и продолжавшиеся довольно долгое время, заставили руководителей площадки пересмотреть стратегию платформы. Или же придумать абсолютно новую, ибо следовать в заданном еще в 99-м году направлении в новых реалиях стало невозможно.
"Мы начали переписывать серверную часть. Это важный момент, потому что ЖЖ уже 12 лет, и он до сих пор работает на той платформе, которую написал Фицпатрик. Он, конечно, молодец, платформа работает даже при стократных нагрузках, но, тем не менее, нам уже нужно это делать, потому что эта форма уже тормозит в нас развитии, писать под нее уже сложно", - пояснил Илья Дронов глава Livejournal Russia.
В конце года в компанию вернулся Антон Носик, который ушел из СУПа три года назад. Вместе с новым руководителем Livejournal Russia Ильей Дроновым, они представили новую концепцию развития платформы, задали новый курс. Начали с того, что решили убрать со страниц дневников на LiveJournal всю рекламу, до сих пор раздававшуюся централизовано. То есть, исчезнут баннеры со страниц, независимо от вида аккаунта пользователя, кроме того, будет легализована реклама, которую будут размещать сами блогеры.
Вторым решением нового руководства платформы стало изменение учета рейтинга авторов, который теперь будет считаться по "социальному капиталу" блогера или, другими словами, по его "карме". Такой способ используется на сайтах dirty.ru , Leprosorium.ru и технологической блог-платформе Habrahabr. Карма пользователя будет зависеть от его отношений с другими блогерами сети - от количества друзей, комментариев, перепостов, отклика на записи.
"Мы недавно очистили рейтинг от накруток, первый этап сделали в сентябре, а в октябре закончили историю, полностью удалив последних накрутчиков из рейтинга. То есть, мы не удаляли их, а поменяли механизм расчета, который больше не позволяет им накручивать. Мы увидели сразу, что действительно обсуждают в ЖЖ. Часть постоянно вылезает в топ -это про мам, мамы и дети, люди обсуждают, это большой пласт. А дальше путешествия, машины, кулинария, которая очень популярна в ЖЖ - куча пластов, которые нужно покрыть", - говорит Илья Дронов.
Еще одно решение - смена дизайна, который не обновлялся с 1999 года. Новым внешним видом занимается "Студия Артемия Лебедева". Правда, первые картинки нового дизайна вызвали у интернет-аудитории, скорее, разочарование, потому что они не обнаружили ничего революционно нового. Но при этом пользователям стала недоступна возможность настройки стилей аккаунта "под себя" из так называемой системы S1. Исчезновение самой старой, привычной системы стилей настолько сильно возмутила пользователей, что даже на митинги они приходили с плакатами "Верните S1 в ЖЖ".
Несмотря на то, что часть сетевой общественности, не пользующаяся ЖЖ, списала LiveJournal со счетов и считает, что никакая реформа не вернет ему былой популярности, по словам Ильи Дронова, аудитория сервиса растет каждый год на 30%. Причем не только в России. И вообще, оказывается, ЖЖ способен на многое.
"В Сингапуре ЖЖ используется как платформа для продажи. Мы первый раз это обнаружили, когда запустили акву. Это такая система, которая как бы на черном экране белыми буковками в лайвстриме показывает то, что пишут в ЖЖ. Мы днем сидели, смотрели, все нормально, люди что-то обсуждают, постят картинки, а потом – раз! – и пошли сплошные продажи одежды. Думаем, что такое? Стали смотреть. Оказывается, в Сингапуре это платформа для торговли. И она очень активно там развита. Большинство магазинов-онлайн не строят свои веб-сайты, а используют LiveJournal, чтобы свою одежду продавать. Соответственно, мы посмотрели, проанализировали рынок. Теперь у них на главную выводится информация о блог-шопах, это так называется, видны лучшие предложения, сравнения предложений, то есть мы адаптировались под тот рынок", - рассказал Илья Дронов.
В следующем году подобный сценарий попробуют запустить и в кириллическом сегменте ЖЖ. Таким образом, в ЖЖ решили монетизировать залежи наработанного за 10 лет контента. В течение 2010 года уже откатали модель "глянцевой витрины" для определенного коммьюнити. Пилотным проектом был ОМGаджет – "причесанная", журнальная версия обсуждений в сообществах любителей мобильной техники, которое было вынесено на домен второго уровня и стало как бы отдельным сервисом. В ближайшее время обещают по такой же схеме запустить "родительский" проект.
***
А теперь - о соцсети, которая в 2011-м только родилась. Речь, конечно же, о Google+. Она вроде бы большая, но ведет себя как-то тихо. Но вроде бы еще не померла.
В ежегодном рейтинге Zeitgeist в списке самых быстрорастущих запросов на втором месте оказалась социальная сеть Google +. И это выглядит правдоподобно, если вспомнить ажиотаж вокруг соцсети в июле 2011 года, когда она только запустилась. И вход в нее был ограничен. Естественно, пользователи хотели узнать, что же создала корпорация Брина и Пейджа в очередной раз. Действительно ли это будет "убийца" Facebook, как пророчили тогда онлайн-СМИ.
"Google+, в общем-то, достаточно быстрорастущая сеть во всем мире. В России тоже. Мы не подводили отдельных данных по пользователям в России. Я знаю, когда мы открыли месяц назад возможность создания брендированных страниц для компаний, журнал NG в России набрал первую тысячу друзей, подписчиков - круг - быстрее, чем они это сделали два года назад на Facebook", - сказал Владимир Долгов, глава Google Russia.
Интерес пользователей к Google+ был волнообразным. И первая волна была самой мощной - через две недели после запуска в Google+ зарегистрировались 10 миллионов пользователей. Это был потрясающий результат! Гугловцы сделали ставку на понятные для пользователей настройки приватности - возможность объединения своих друзей в так называемые круги (отдельные группы) и определение для каждого такого круга специфических прав доступа. Это было сделано опять же в пику Facebook, который часто критикуют за излишнюю сложность.
И, кстати, одним из первых в Google+ зарегистрировался Марк Цукерберг, чтобы знать врага в лицо. И основатель Facebook обнаружил в Google+ то, чего нет в Facebook. Это функция одиночных и групповых видеоконференций и чатов Hangouts. На что и не замедлил ответить видеочатом в Facebook. Причем стартовали функции видеозвонков в соцсетях на одной неделе с разницей в четыре дня. И, кстати, запуск видеочата Hangouts привлек еще одну волну посетителей, не такую мощную, но все же.
Интересно, что Цукерберг, похоже, знал о том, что в Google трудятся над созданием соцсети. Еще весной компания Цукерберга заказала известному пиар-агентству кампанию по дискредитации Google. Кампания провалилась в самом начале, а отношения между компаниями застыли в фазе вооруженного перемирия. Ни одна из соцсетей не дает импортировать контакты в сервис конкурента.
Следующий приток пользователей пришел с запуском игр внутри соцсети. Первая партия игр включала в себя более 15 наименований - это были судоку, Angry Birds, Dragon Age Legends, покер и другие. И на момент запуска игровых активностей пользовательская база Google+, по данным ComScore, составила около 29 миллионов человек.
И последняя крупная волна посетителей пришла в G+, когда соцсеть объявила об открытии регистрации для всех пользователей. Примерно в это же время появилось первое исследование журналистов техноблога Techcrunch, которые в условиях скрытности интернет-гиганта пытались самостоятельно считать прирост и активность пользователей. Так, они анализировали сервис, который позволяет учитывать кросс-постинг сообщений в Google+ и в "Твиттере". И выяснилось, что активность пользователей в соцсети постоянно снижается. Похоже, люди регистрируются, пробуют сервис "на вкус", оставляют пару сообщений, чтобы понять, как он работает, и уходят. Некоторые навсегда. По данным аналитической компании Bime Analytics, около 83% пользователей новой социальной сети Google+ вообще не проявляют никакой активности. Кроме того, больше половины зарегистрированных пользователей Google+ посещают ресурс не чаще одного раза в неделю. Не исключение и глава российского представительства Google. "У меня есть страница в Google+, но вы там ничего не увидите, даже фотографии, я ее еще не начал. Только завел", - пояснил Владимир Долгов.
Может быть, именно такая позиция отражает реальную ситуацию в Google+. И запустив соцсеть, корпорация Брина и Пейджа создала себе таким образом социальный граф, о котором очень много говорили в течение последних двух лет. Тем более что справедливость попадания в список быстрорастущих запросов Zeitgeist IT-обозреватели уже поставили под сомнение. Так, согласно аналитическому сервису Google Insights for Search, который показывает динамику интереса пользователей к запросам, массово искали Google+ только в июле. Есть еще один всплеск — в сентябре, а дальше сплошная прямая линия. Если же в том же сервисе сравнить интерес пользователей к Google+ и к Twitter, то оказывается, запросы с названием микроблогинговой площадки продолжают расти, в ситуации же с Google+ все ровно наоборот — интерес пользователей к соцсети от Google падает.
***
И еще одна соцсеть-ньюсмейкер года. "Одноклассники" предприняли немало усилий, чтобы доказать, что они не просто передумали умирать, а еще - ого-го.
"Одноклассники" отвоевывают позиции. Некогда самая популярная и, по сути, первая отечественная социальная сеть вновь стремительно набирает популярность.
Согласно статистике Liveinternet, "Одноклассники" занимают сегодня вторую строчку, по-прежнему уступая "ВКонтакте". Дневная аудитория проекта — почти 27 миллионов человек, а это значит, что буквально за год посещаемость выросла более чем в два раза. И хотя до лидера еще далеко, разрыв все больше сокращается.
"У "Одноклассников" примерно 26,5 миллиона дневная аудитория, – отмечает руководитель проекта "Одноклассники" Илья Широков, – у "ВКонтакте" 30,5 миллиона человек заходит в день. Если посмотреть в процентном соотношении, это чуть меньше 15% разницы между "Одноклассниками" и "ВКонтакте". Год назад эта разница была в два раза больше. То есть порядка 30% отставание было.
Ренессанс "Одноклассников" произошел не на пустом месте. Социальная сеть за последнее время внедрила много новых сервисов. Пользователям доступны музыка, видео, игры, а так же буквально все виды общения, начиная от классического чата и заканчивая видеозвонками — сервиса, который "Одноклассники" ввели первыми среди отечественных соцсетей.
По сути, была заново набрана вся команда разработчиков, чье число также увеличилось. К тому же было отменено большинство премиальных сервисов, включая платную регистрацию. Главная и, пожалуй, самая сложная задача, стоящая сегодня перед компанией, – изменить имидж "Одноклассников", сделать проект снова модным и одновременно не растерять пользователей более старшего возраста.
"Мы все пытаемся придумать, а как сделать, для тебя, для него, для их друзей, для их мам самый удобный сервис. И это сложно, потому что люди разные", – говорит Илья Широков.
И речь здесь не только о предпочтениях каждого человека. Как выясняется, в пользовании соцсетями есть и географические различия. В "Одноклассниках" говорят, что у них зарегистрирован бурный рост пользовательской базы в Узбекистане и Грузии. Как оказалась, причина - в специфике местного интернет-рынка.
"Если посмотреть на южные регионы России, на Грузию, Армению, мы видим, что в этом регионе мобильный интернет был очень развит. Из-за того, что у нас была сильная мобильная версия, мы смогли в этих регионах очень быстро развиться", - объясняет Широков.
Отметим, что сегодня ежедневно на "Одноклассники" со своих телефонов и смартфонов заходит 7 миллионов человек. Несмотря на то, что это лишь незначительная часть аудитории, ведут себя мобильные пользователи на порядок более активно.
"У нас сейчас, несмотря на то, что мобильная версия составляет меньше 30% от веба, количество комментариев, которые люди оставляют с мобильной версии, больше, чем все суммарно комментарии, которые оставляются с веба", – говорит Широков.
И именно мобильная версия является одним из первоочередных приоритетов сайта на ближайшее время. В частности, в компании пытаются сделать свою мобильную платформу для игр максимально полноценной, мало отличающейся от настольной версии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий