29 декабря 2011 г.

«Злой гений» Николо Макиавелли

О том, что гений и злодейство - вещи несовместные, знает каждый. Но личность Макиавелли, безусловного гения, так и норовит сломать этот стереотип. Ведь у большинства из нас этот человек ассоциируется с бездушием и тиранией, а его философский труд «Государь» до сих пор вызывает множество споров и осуждений. Почитатели и ненавистники этого произведения сходятся в одном - «Государь», благодаря вопросам, поднятым в нем, является актуальным и по сей день.


 


Его противники ввели даже термин «макиавеллизм», обозначающий жестокость, лицемерие, цинизм и двуличие. Ругательство, одним словом. Правы ли они, или попросту извратили смысл идей великого итальянского писателя, философа, мыслителя и политического деятеля? Одно можно сказать точно – чтобы правильно оценить идеи Макиавелли, недостаточно знать его на уровне его высказываний, ставших афоризмами. Это автор, читать которого нужно между строк. 

Никколо Макиавелли родился в деревне Сан-Кашано (недалеко от города-государства Флоренции) в 1469 году. Он был вторым сыном в семье адвоката. Биографы не могут установить точно, какое образование он получил, однако известно, что оно принесло ему полное знание итальянской и латинской классики. Те времена поражали современников стремительностью политических и культурных изменений, и, конечно же, одним из самых ярких событий той эпохи было разграбление Рима (1527 год), а такое, знаете ли, не каждый день случается. Именно политическая неопределенность и нестабильность того времени, по мнению биографов Макиавелли, повлияли во многом на его мысли, идеи и труды. Но, давайте, обо всем по порядку. 

В 1498 году Макиавелли оказался на государственной службе в качестве секретаря и посла. Это произошло после того, как в 1494 году Флоренция восстановила свою Республику, а Медичи, правившие городом почти 60 лет, были изгнаны. И если последняя фраза вызвала в вашей душе диссонанс, не расстраивайтесь – это далеко не самый важный момент в истории, о котором вы забыли. 

Вернемся же к нашему герою. Позже Макиавелли вошел в Совет, отвечающий за военные дела и дипломатические переговоры. 

Но окончательно его взгляды сформировались, когда в 1503—1506 гг. он был ответственным во флорентийской милиции, включающей защиту самого города. Свою позицию недоверия наемникам он подробно разъяснил в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в уже упомянутом труде«Государь». Макиавелли предпочитал формировать ополчение из граждан. Но в 1512 году после череды сражений, и политических ходов, при помощи Папы Юлия II, Медичи восстановили свою власть во Флоренции, отменив республику. Власть менялась, как в фильме «Свадьба в Малиновке», и на этот раз перемены были не в пользу Макиавелли – после таких политических перемен в 1513 году он был арестован по обвинению в заговоре. В конечном итоге его оправдали, разрешив жить в своем деревенском поместье. Жизнь в деревне никогда не славилась большим разнообразием, а потому Макиавелли начал писать. Так что, благодаря такой ссылке, появился Макиавелли-писатель. 

На самом деле, произведение «Государь» недаром посвящалось Лоренцо Великолепному – автор в тайне надеялся, что за это ему простят «былые грешки», он будет полностью помилован и сможет вернуться к государственной службе. Фокус не удался – Лоренцо Великолепный, судя по всему, ограничился скромным «спасибо», а Макиавелли так и прожил в уединении до конца своих дней. 

То, что стало трагедией одного, стало историей для человечества.

Николо Макиавелли давно стал частью всемирной культуры. Его философские труды всегда толкуются неоднозначно, идеи его двояки. Маркс считал его идеологом буржуазии, но, при этом, высоко ценил его труды и считал классика блестящим военным теоретиком. Энгельс считал его единственным достойным упоминания военным писателем того времени. Гегель писал о том, что к трудам Макиавелли необходимо подходить исторически, с учетом тех событий, во времена которых жил автор, а Спиноза отзывался о нем, как о борце за благоразумие и свободу.

Многие высказывания этого писателя стали афоризмами. При этом, большинство из них весьма спорны или откровенно жестоки: 

- Хочешь жить в мире – готовься к войне.
- Цель оправдывает средства.
- Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
- Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.
- Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость. 


Мнение церкви во времена выхода произведения «Государь», да и много лет спустя, было неизменным: автор таких строк – дьявол во плоти. Вскоре после смерти автора вся Европа считала его буквально антихристом

«Я политик? Я коварен? Я Макиавелли?» – вот так вот писал великий Шекспир в «Виндзорских кумушках». Между прочим, существует мнение, что английский классик использовал образ Макиавелли для создания подлеца Яго из «Отелло». Кто знает, правда ли это, или людская молва сделала свое гнусное дело?

Впрочем, если почитать Макиавелли внимательно, то начинаешь понимать, что война и тирания в его работах не воспеваются, а идут как выводы, основанные на истории правления. Когда же дело касается мнения самого автора, то мысли его куда мягче: 

- Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей.
- К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточны. 


А с некоторыми афоризмами писателя не смогут не согласиться даже самые ярые его порицатели: 

- Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

- Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.


Ну, вот как не согласиться, а? 

В общем, личность Макиавелли очень неоднозначна. Но судить о нем, как о человеке, поздно – воды утекло много, Рим разрушен, а Никколо Макиавелли умер, оставив после себя множество трудов, которые до сих пор волнуют умы потомков.




Комментариев нет:

Отправить комментарий