19 октября 2011 г.

Большое правительство. Вектор задан


Фото: ИТАР-ТАСС
В минувшую субботу Президент РФ Дмитрий Медведев предложил своим сторонникам подумать о формировании расширенного правительства. В среду, 19 октября, в резиденции в Горках состоялось первое заседание Общественного комитета, который должен сформировать платформу для правительства. Президент отметил, что, говоря о расширенном или большом правительстве, он не имел в виду рост числа чиновников, напротив, по словам Дмитрия Медведева «бюрократическое ядро должно быть компактным и недорогим для налогоплательщиков».  
Большое правительство должно иметь отлаженную систему обратной связи, так как сейчас «хоть и есть у всех шанс достучаться до любого уровня власти, эффективность этих обращений ничтожна»«Нужна система, которая бы позволила решить любой вопрос на необходимом и достаточном уровне», — заявил Президент. «Я думаю, у нас может получиться хорошая команда, — сказал Дмитрий Медведев участникам, — но нам придется вкалывать и вкалывать. Главное, не предаваться унынию, потому что мы реально меняем страну и никого другого, кто мог бы это делать, нет. Наша задача заключается в том, чтобы реализовать весь свой потенциал». «Я на вас очень рассчитываю», — заявил глава государства в заключение.
Участники сегодняшней встречи рассказали «Трибуне Общественной палаты» о том, каким они видят расширенное правительство и свою роль в нём.
Василий Бархатов, член Общественной палаты РФ, режиссер, театральный деятель:
— Пока общественного комитета по поддержке Медведева формально не существует, но я поддерживаю ряд положительных изменений и ряд проектов, запущенных сейчас в культуре по отношению к молодым. Именно за этим и послушать что-то ещё я и пришел сюда. Пока четкой структуры нет, повторюсь, я и не вхожу, но я разделяю общую идеологию проекта, и я не равнодушен к тем изменениям, которые продекларированы.
То, что было сегодня в Горках — это продолжение субботней встречи, меня заинтересовало обсуждение проблем в культуре. Решение задач пока никто не придумал, но в формате этой встречи это и не предусматривалось. Встреча шла 2,5 часа, и сейчас по горячим следам трудно выделить что-то главное, нужно время, чтобы осмыслить, отрефлексировать. Кроме культуры речь шла и о правовых проблемах, и о малом бизнесе, и о многом другом, но я не берусь комментировать те области, где я не специалист.
Марат Гельман, член Общественной палаты РФ, галерист:
— Я бы не назвал это встречей… Вот в субботу — да, была встреча. А сегодня — рабочее совещание. Очень хорошо, что были губернаторы — некоторые вопросы можно было решать в кулуарах. В целом обсуждалось, как организовать работу большого правительства. Мы сделали ещё один шаг к какой-то конкретике, к пониманию. Понятно, что надо избежать ведомственного подхода, когда просто создадут офисы для реализации конкретного проекта.  
Состав будущего правительства — непростая тема. Президент обозначил примерно  на каких людей хотел бы опираться. Я предложил будущему правительству два проекта: «Культурный альянс» - о нем мы уже разговаривали и с Медведевым, и с его администрацией. Второй – «Гуманитарное Сколково» - создание специальной программы по номинированию творческих сфер. По второму вопросу решили создать офис, который доработает эту идею. Концептуально она у меня описана. Территориально мы предполагаем реализовать его либо в Перми, либо в Завидово Тверской области.   
Тина Канделаки, член Общественной палаты РФ, телеведущая:
— Я хочу сказать о том, что важного, на мой взгляд, происходит в образовании, и, как мне кажется, какие вопросы должен наш совет поднять, потому что если мы найдем на них ответы, тогда реформа образования пойдет гораздо быстрее и эффективнее.
Сегодня нужно честно сказать о том, что не все учителя являются профессионалами самого высокого уровня, не все ученики хотят получать образование и не все абитуриенты понимают, зачем им высшее образование. Не стимулируя конкуренцию, я хочу обратить внимание на одну цифру: мы сохраняем один из самых низких показателей соотношения количества учеников на одного учителя, представляете, у нас один учитель учит девять учеников.
Нужно ответить на вопрос, что государство даёт гражданам бесплатно и что оно хочет получить взамен? Считаю, что сильным нужно создавать лучшие условия, а слабым что останется — то останется. Я много езжу по стране, и знаю, что недовольны те педагоги, которые не хотят конкурировать, а те кто хотят — довольны, они ищут систему мотивации, ищут гранты, готовы участвовать в программах, которые им предлагаются, повышая свой уровень и статус.
У меня есть предложения по усовершенствованию системы образования, это важно, это связано с коммуникацией: мы говорим о фундаментальном преобразовании во всех сферах жизни, и сегодня, как мне кажется, в образовании мы можем использовать самые авангардные системы.
Мы сегодня тратим на образование столько денег, сколько никогда не тратили, консолидированный бюджет больше двух триллионов, такого никогда не было, на эти деньги абсолютно спокойно можно приглашать лучших специалистов. Я считаю, что нужно создавать коммуникативные платформы, которые могут объединить всех участников образовательного процесса в сети, каждый из участников образовательного процесса должен быть задействован в этой сети. Благодаря этому мы сможем всегда иметь обратную связь, ответ.
Я хочу поставить главный вопрос, который в образовании сегодня по-прежнему остается открытым: какова концепция современного образования? Мне кажется, мы не знаем ответа на этот вопрос, мы не знаем, кого хотим видеть через десять-пятнадцать лет после окончания высших учебных заведений. Кто эти ребята, в каких сферах они будут работать? Я уверена, что если мы сумеем найти ответы на эти вопросы, то сможем решить одну из наших главных проблем, проблему образования.
Владимир Бурматов, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, обозреватель АиФ и Вести. ФМ:

— В прошлую субботу была озвучена идея расширенного правительства. Когда стало известно, что будет вторая встреча, конечно, я ждал большей конкретики, большей понятности в плане механизмов, в плане реализации этой инициативы. Сегодня люди пришли со своим конкретным видением, как эта система должна работать, развиваться. Была озвучена масса идей, было  видно, что Президент относится очень серьёзно ко всем этим идеям и к самой идее создания расширенного правительства — как к своему детищу. Я думаю, что те здоровые инициативы, которые были озвучены, будут воплощены, а что-то малозначимое отпадет за ненадобностью.
Могу сказать, что мероприятие прошло очень позитивно, было видно, что люди являются единомышленниками, говорят на одном языке. Все говорили все о том, о чём им интересно говорить, каждый говорил о своей позиции — это и правильно. В идеале, это большое правительство будет представлять собой сообщество гражданских экспертов, которые могут представлять, лоббировать свою аудиторию. Если Канделаки близко образование, то она о нём говорит, если Гельману близко современное искусство, он про него говорит, Бондарчук говорит про кино и культуру. И это объяснимо и правильно, потому что демократично. Ведь признак демократии в любой стране — это представленность во власти интересов самых разных социальных групп. Если они все представлены во власти, это демократично, если нет, значит, власть закрыта от общества. Мы сегодня видим, что мы делаем ещё один шаг к демократии в нашей стране, потому что помимо партийного представительства и представительства общественных организаций, у нас появляется вот такое новообразование представленных интересов гражданских объединений, самых разных групп населения.
Это была встреча единомышленников, я в ней сейчас участвую ровно потому, что понимаю, чем я Медведеву могу быть полезен. Вот сейчас встреча закончилась, я поеду домой, переоденусь и полечу в Челябинск, потому что меня там ждет мой район, мой округ, где я буду встречаться с людьми. Медведев сегодня об этом попросил, сказав: «Кто видит в себе силы, идите к людям, встречайтесь с ними, разговаривайте, объясняйте». Я вижу свою пользу в том, что могут быть применены мои какие-то компетенции в сфере интернет-технологий, того же электронного правительства, что неоднократно обсуждалось. Я буду заниматься тем, чем занимаюсь изо дня в день, встречаться с людьми, общаться, продвигать свои проекты. В этом будет моя миссия.
Иван Засурский, главный редактор газеты «Частный Корреспондент»:
— У меня хорошие впечатления. Не далее как 9 месяцев назад Дмитрий Медведев дал поручение разработать предложения, которые можно внести на «двадцатке» по реформе авторского права. Мы не знали, что будет такая возможность, что будет такая встреча, но зная, что у президента есть неподдельный интерес к этим вопросам, мы заручились поддержкой координационного центра и сделали совместное исследование (с помощью МГУ, Викимедиа и др. организаций).
Постарались разобраться в проблеме пиратства, охраняемых материалов и приготовили наши рекомендации президенту о том, какой могла бы быть новая конвенция по авторскому праву. Вместо Бернской могла бы быть Московская... И у меня была потрясающая возможность передать эти предложения и результат нашей работы президенту, и мне кажется, он был доволен.
Для меня это — пример того, зачем всё, собственно, нужно. То есть у меня была возможность не только задать вопрос, но и дать ответ, и возможно, он пригодится. Ведь президент давал поручения официальным структурам, а помогли его сделать — неофициальные. Любая государственная структура сейчас связана с игроками этого рынка, а мы выступили в роли независимых экспертов.
Роберт Шлегель, депутат Государственной Думы:
- Это было второе общение с Президентом в таком формате, сегодня говорили уже более конкретно, более подробно обсуждали вопросы создания «большого», «расширенного» правительства, был выбран человек, который будет заниматься Общественным комитетом, это Михаил Абызов. Что касается предложений, которые сегодня звучали, то я, например, предложил создать социальный интернет-портал большого правительства, который бы аккумулировал все вопросы по созданию и обсуждению работы этого правительства.
Я бы хотел принять участие в работе правительства, но вот в каком качестве — не мне решать. Мне интересно то, чем я занимаюсь, интересно работать в системе, связанной с развитием интернета, так как я работаю в Государственной думе и целью своей работы вижу создание законодательства в области интернета.
Я думаю, есть много активных граждан, готовых принять участие в работе большого правительства, думаю, что коммуникационные и прочие возможности позволяют достаточно большому количеству людей участвовать в принятии решений государственного уровня, а потом — контролировать исполнение этих решений. В правительстве должны работать и высказывать свои мнения самые разные люди.

Роман Емельянов, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, программный директор «Русского радио»:
— Впечатления от встречи у меня остались самые положительные, понравился формат общения, мне это показалось логическим продолжением той встречи, которая была накануне. Мне понравилось то, что этот формат даёт возможность сразу понять и определить, кто пришел по делу, кто выступает с какими-то конкретными и правильными предложениями, а кто пришел просто номер отбыть, или что-то для себя интересное «выбить». Формат этакого круглого стола, когда всё очень просто, искренне и доходчиво — это возможность практически сразу конкретные и интересные предложения направлять в работу. Сама по себе структура этого большого, расширенного правительства (можно как угодно называть) — эта форма выкристаллизуется во что-то очень интересное.
Разумеется, я думал о своей работе в формате этого правительства, у меня есть очень много интересных идей, связанных с культурой в нашей стране, современной культурой, молодежной культурой. Я бы не стал вам выкладывать все карты, потому что любое предложение, которое выносится на такой уровень, требует максимальной проработки. Делая то или иное предложение, ты не просто бросаешься словами, а принимаешь на себя определенный уровень ответственности и готовность ту или иную задачу решать, а это достаточно серьезная работа.
Я думаю, что так или иначе, но необходимо вовлечение как можно большего количества граждан нашей страны в общественную жизнь. Нужно разбудить в людях желание участвовать в общественной жизни, в политической жизни, в экономической жизни нашей страны. Сегодня может быть такая форма, потом появится другая форма с другим называнием, но это всего лишь один из способов вовлечения простых граждан, широких масс в работу над улучшением жизни в нашей стране. Как правильно подметил Дмитрий Анатольевич, больших реформ без поддержки народа, без привлечения к этой работе людей, добиться нельзя.
Навязать сегодня что-либо достаточно сложно, это должно быть органично. Если люди готовы советоваться и прислушиваться к советам, если власть не просто готова спросить: «какие у вас есть идеи?» а если эти идеи обоснованы и имеют доказательную базу, прислушаться к этим советам и участвовать в воплощении этих идей — это клёво! Что в этом плохого? Если у каждого человека есть возможность повлиять на процесс, а не просто следить, как всё происходит — это же тоже здорово!

Комментариев нет:

Отправить комментарий