6 сентября 2011 г.

Apple

Apple - как зрело яблоко      В 70-е, когда все буквально фонтанировали идеями прогресса, было бы странно, если бы в дебрях Cиликоновой долины двум друзьям не пришла в голову мысль создать т.н. «микрокомпьютер». Тем более, что они не были первооткрывателями в этой области — в 1975 году были выпущены Altair 8800 (MITS), IMSAI 8080 — улучшенный вариант «Альтаира» (IMSAI), Jupiter II (Wavamate), M6800 (Southwest Technical Products) и JOLT (Microcomputer Associates).

     В то время компьютер был огромной и дорогой машиной, используемой исключительно в промышленных областях и крупных научных центрах, и серьезные производители, такие как Xerox, Atari, Hewlett-Packard, с большим сомнением относились к перспективе их производства для персонального пользования. Покупателями таких компьютеров могли стать лишь технически грамотные безумцы, ведь то, что называлось компьютером, представляло собой набор «сделай сам». Например, Altair 8800 продавали без программного обеспечения и операционной системы, поэтому программировать машину был вынужден сам покупатель. Всю сборку и пайку тоже предстояло выполнить пользователю, ему также предлагалось самому подключить дополнительные микросхемы запоминающего устройства, телетайп или ТВ-монитор. К концу процесса сборки стоимость этого сомнительного удовольствия составляла около $3000 (первоначальный набор деталей стоил 375 долларов). Но люди, живущие в Silicon Valley, — это, по большей части, маниакальные технари, оторванные от реальной действительности, американцы их называют «занудами», и такой фактор, как экономическая целесообразность, значил для них, прямо скажем, не много.
     Силиконовая долина — цепь городов, расположенных в форме буквы J, начинающаяся от Сан-Франциско и делающая петлю до залива на востоке от Сан-Хосе. В ее составе 18 городов, в том числе Маунтин Вью, где родился один из создателей Apple — Стив Джобс (Steve Jobs), а также Сан-Хосе — место, где жил и работал другой человек, приложивший максимум усилий для создания Apple — Стив Возняк (Steve Wozniak).

Слева - Стив Джобс (Steve Jobs) и Стив Возняк (Steve Wozniak), справа - Стив Возняк (Steve Wozniak)

     Стив Возняк, помимо обладания чудесной фамилией, отличался незаурядным умом, и представлял собой технический центр будущей компании,  в то время как Стив Джобс был тем, кто извлекал из идей Возняка выгоду.
     Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте, они дружили много лет, их связывали общий интерес к электронике и отсутствие интереса к молодежным тусовкам, что делало друзей аутсайдерами в кругу ровесников — типичная ситуация для «зануд».


Любители тайн из голубой коробочки…

     Существует целая легенда относительно того, как возникла компания Apple. Якобы началось все с того, что во время учебы в колледже, за 4 года до появления первого компьютера Apple, заботливая мама Стива Возняка, миссис Возняк, прислала сыну статью из журнала «Эсквайр» (Esquire), называвшуюся «Тайны голубой коробочки». За таинственным заголовком скрывалось сообщение о том, что некие взломщики при помощи специального оборудования — не самого хитрого — обходят систему телефонной защиты компании Bell, что позволяет звонить в любую точку мира бесплатно. Более того, таинственные злоумышленники проникли также в правительственную коммуникационную сеть, которая обслуживала правоохранительную систему США, Вооруженные силы и даже ЦРУ. Этакий прототип современных хакеров так восхитил юного Стива, что он тут же решил собрать себе голубую коробочку (Blue Box). Через четыре месяца кропотливого труда при помощи Джобса он по чертежам из журналов собрал-таки сигнал-генератор, дававший возможность вводить в заблуждение электронику телефонных станций. Но добиться его устойчивой работы было сложно, и Возняк сконструировал небольшое цифровое устройство, которое работало от девятивольтовой батарейки. С этого момента друзья развлекались, названивая в погодное бюро Австралии, — узнать свежую сводку, трезвоня в ночную Японию — послушать нечленораздельную ругань разбуженных азиатов, заказывая телефонные проповеди из Ватикана, а также направляя свой звонок через Европу на телефонный аппарат в соседней комнате — чтобы, хихикая, сказать «Але!» в одну трубку и услышать свой голос в другой через несколько секунд. Предприимчивый Джобс положил конец их незатейливым развлечениям: он вознамерился делать деньги на умениях друга. Детали для голубой коробочки стоили $40, на сборку схемы у Возняка уходило не больше часа. Джобс сделал Возняку предложение: он (Джобс) оплачивал комплектующие, Возняк выполнял монтаж, они продавали прибор за $150, а прибыль делили поровну. Возняк не долго думая согласился. Интересы у молодежи того времени были, по-видимому, схожими, и вскоре друзей стали частенько замечать выходящими то из одной, то из другой комнаты мужского общежития: они вовсю торговали своими устройствами. Женский корпус они игнорировали, «потому что считали девушек незаинтересованными», но, скорее всего, два Стива были не в лучших отношениях с противоположным полом. Зато у них оставалась масса времени на технические инициативы. Чуть позже они стали продавать коробочки в Южной Калифорнии — через приятеля, который согласился быть их представителем в регионе Беверли Хиллз. Друзья успели продать больше двухсот устройств, пока Bell не усовершенствовала свою коммутационную систему, и голубые коробочки оказались бесполезными. Более того, им не пришлось отвечать за свои достижения, а вот некоторых покупателей технической новинки осудили — например, профессионального мошенника Берни Корнфельда и музыканта Айка Тернера.

Apple. Как зрело яблоко. Силиконовая долина — место, где идеи витают в воздухе

Никто не знал, что это — создатели Apple. И их отчислили из колледжа

     Голубая коробочка была первым шагом двух Стивов на пути создания Apple.
     Видимо, успех вскружил им головы. Возняк завалил сессию. Джобс вообще стал выпадать из реальности. Он поселился в авангардистском студенческом кампусе в Орегоне, пристрастился к наркотикам (ЛСД и марихуане), увлекся изучением различных направлений религии и философии: дзен-буддизма, идеологии коммун, и даже обзавелся гуру. Ходили слухи, что потом он приобщился к доктрине Арнольда Эрета, пруссака, жившего в XIX веке, провозгласившего, что изгнание из организма мускуса, газов и «избыточных экскрементов» есть истинный путь к здоровью, счастью и умственной устойчивости. Понятно, что очень скоро Джобса исключили из колледжа, и он вернулся домой к родителям. Заявив, что когда-то работал в Hewlett-Packard, Джобс сумел получить не самую плохую работу в компании Atari по созданию первой видеоигры «Понго» — за $5 в час. Ему предстояло разработать модификацию «Понго», в которой добавлялась стенка, сложенная из кирпичиков, исчезавших, если в них попадали. Atari выплачивала премию, когда конструктору удавалось сократить количество микросхем в игре, так как при этом снижалась себестоимость продукции. Возняк помог другу сделать рационализаторское предложение, но в коллективе Джобса не особенно жаловали, и сразу после получения премии в $7000 он уехал обратно в Орегон. Возняк, живший с родителями после отчисления из Беркли, вел более спокойный образ жизни. Он получил работу в Hewlett-Packard и стал посещать Компьютерный клуб электронщиков-любителей в Менло-парке  — Homebrew Computer Club. Дважды в месяц в клубе собиралось несколько десятков инженеров, программистов и техников, помимо прочего, они обсуждали проблемы конструирования малогабаритных компьютеров.


Бедность — не порок, а причина умственной деятельности

     В январе 1975 года сообщество компьютерных фанатов взволновала долгожданная новость — был выпущен Altair 8800. Возняк, как всякий увлеченный человек, из-за полубезразличного отношения к деньгам и одержимости техникой никогда не был очень богат. Деньги на покупку «Альтаира» он бы еще наскреб, но вот на приведение его в подобающий вид — вряд ли. И он решил собрать собственный компьютер. Он нашел самый дешевый чип — за $20 (изначально хотел за $400) при производительности в 1 Мгц. Точнее, он обрабатывал 1 миллион операций в секунду, но далеко не инструкций. На обработку одной инструкции уходило 2, а порой и три цикла. Это происходило из-за того, что процессор не был программируемым. Самой дорогой в новом компьютере оказалась клавиатура, она стоила $60. Большинство комплектующих были предоставлены Джобсом. А им, в свою очередь, «позаимствованы» в компании Atari. Получать детали какими угодно путями было доброй традицией первых компьютерных фанатов. Методы — любые, от походов на городскую свалку до прямого воровства со взломом. Поэтому Atari увеличила штат охранников, когда обнаружила, что на предприятии расхищается печатных плат и микросхем на 800 долларов ежедневно.
     Возняк программировал свой компьютер на работе — в то время служащие HP записывались в очередь, чтобы поработать за компьютером, примерно 80 человек на одну машину. Стоит отметить, что до этого Возняк не знал, что такое микропроцессор, не занимался программированием. Специально для создания Apple он проштудировал горы технической документации, выучил «Бейсик» и даже написал свою версию этого языка программирования — без плавающей запятой, мешавшей ему.

Apple I

Яблоки, сорт первый

     Он собирал компьютер для себя, но Джобс, к тому времени даже побывавший на Тибете в поисках духовного просветления, жил под лозунгом «Money. Get rich or die trying». И Джобс взялся за продвижение компьютера на рынок — и Atari, и Hewlett-Packard к тому времени уже отказались от детища Возняка. Джобс предложил  Возняку создать собственную компьютерную компанию. В начале 70-х Джобс, работая на Atari, познакомился и подружился с новым старшим разработчиком этой фирмы Роном Вейном. Джобс пригласил его в компанию и предложил  10%. Все это было очень несерьезно, но Вейн принял приглашение.
     Идея названия тоже принадлежит Джобсу — сентиментальные воспоминания о коммуне и простой крестьянской жизни в Орегоне не давали ему покоя. Более вменяемый, но менее настойчивый Возняк предлагал названия вроде «Экзекьютек» или «Матрикс Электроникс» (Executek, Matrix Electronics). Тем не менее, у названия Джобса был еще один плюс — одно из первых мест в телефонном справочнике.
     Официальный договор о создании комании они подписали 1 апреля 1976 года. Возняк работал на Hewlett-Packard, Джобс и Вейн — на Atari, а по ночам они собирались в гараже у Джобса и продолжали создание Apple I — Вейн писал техническую документацию и разрабатывал самый первый торговый знак фирмы.
     Для создания первых экземпляров Apple I Джобс продал свой микроавтобус Volkswagen, а Возняк — программируемый калькулятор Hewlett-Packard. Вырученная сумма составила 1 350 долларов. Злые языки утверждают, что Джобс к тому времени обладал весьма немалой суммой на счету, но не выдавал свои материальные успехи, поэтому продавал собственность.
     Джобс занимался поиском потенциальных клиентов. Он обратил свои взоры на компьютерный клуб, который посещал Возняк. И почти заставил того презентовать новый компьютер членам клуба. Дрожащими руками Возняк держал печатные платы и, скромно опустив глаза в пол, что-то тихо рассказывал. Не удивительно, что заинтересовавшихся было немного. Тем не менее, Стивам и Вейну повезло: владелец первой городской сети компьютерных магазинов Byte Shop Пол Террелл заказал 50 машин, предложив по $500 за каждую. И как хороший коммерсант, он настоял на том, чтоб компьютеры были готовым продуктом, потому что понимал, насколько неудобно покупателям собирать их по частям.


Самый большой неудачник в истории Apple

     Такой заказ был одновременно и огромной удачей, и трудностью для молодой компании: Джобс залез в долги, чтобы оплатить комплектующие. Вейн же, в силу своего жизненного опыта и множества неудач, не верил, что Террел оплатит заказ, и отдал свои 10% Стивам за $800. Чутье не обмануло его — он потерпел самый грандиозный крах в своей жизни. Его пакет в 10% к 1991 году стоил бы 875 миллионов долларов.
     Для того чтобы выполнить заказ в срок, троица находилась в гараже у Джобса безвылазно, подключив к производству даже родственников. Через месяц, по окончании работ, они подсчитали расходы, и, видимо, под влиянием Джобса, назначили цену за Apple I в 666 долларов 66 центов.
     Террел выкупил всю партию, правда, ему пришлось нанимать дополнительно специалиста по корпусам, чтобы привести компьютеры в божеский вид. Apple I еще долго пылились на магазинных полках, но постепенно их раскупали.


Мичурину такое и не снилось

     Тем временем Возняк уже грезил идеей Apple II, а Джобс выискивал инвестора, поскольку денег, вырученных от продажи Apple I, едва хватало на выплату долгов.
     Предприниматель Дон Валентино познакомил Джобса с Майком Маркуллой. Маркулла на тот момент отошел от активных деловых операций после удачных сделок с пакетами акций Intel и Fairchild Semiconductor. Он помог Джобсу разработать бизнес-план, инвестировал в компанию 92 000 долларов из личных сбережений и обеспечил кредитную линию на 250 000 долларов в Bank of America. 3 января 1977 года фирма Apple Computer была официально зарегистрирована. Во избежание юридических проблем в будущем партнерство у Рона Вейна было выкуплено за 5 308 долларов 96 центов, треть суммы была ему выдана в виде чека. Вейн, добровольно покинувший компанию за год до этого, не ожидал столь значительных выплат и был очень рад. Но мы-то знаем, что радость эта была преждевременной.
     Как раз Apple II и принес Стивам заслуженную славу. Это был первый компьютер с цветным дисплеем, звуком, возможностью программирования на BASIC, свободными гнездами в панели (задумка Возняка), в литом пластмассовом корпусе (идея Джобса), позже были выпущены дисководы, что еще больше подняло продажи.
     К 1980 году в компании уже работало несколько тысяч сотрудников, продукция пользовалась огромной популярностью и шла на экспорт. Энергия Стивов была настолько сильна, что внутренний PR был не нужен — атмосфера в компании была рабочая во всех смыслах этого слова, в Apple привлекали профессионалов, которые называли себя «людьми с шестицветной кровью» (из-за логотипа Apple) и носили майки с надписью: «Работаю 90 часов в неделю и горжусь этим».


Маленький шаг для человека…

     История Джобса и Возняка — почти образец американской мечты, а также хороший пример разделения функций финансового и промышленного менеджмента. Двум Стивам повезло — они находились в нужном месте в нужное время.
     Но для всей индустрии компьютеры Apple значили гораздо больше, чем просто коммерчески успешный продукт отдельно взятой фирмы — случилось так, что именно они привели мир к новому стандарту, именно они задавали правила хорошего тона в мире ПК. Это можно сравнить с первым шагом человека на Луне — теоретически все знали, что это возможно. На практике удалось, скажем прямо, немногим:)

Apple Macintosh Plus

На кого падают яблоки

     Во всем мире компания Apple  добилась признания у профессионалов в области творчества — дизайнеров, архитекторов, режиссеров. Миссией, которую взяла на себя компания еще 30 лет назад, как раз и было «помогать людям реализовывать свои идеи».
Дело в том, что компьютеры Apple гораздо более устойчивы в работе, нежели PC, они быстрее работают в соответствующих программах. Apple изначально разрабатывала компьютер с повышенными мультимедиа возможностями, это был первый компьютер для работы с графикой в принципе — например, графические пакеты от Adobe создавались именно для Mac.

Наталья Ермакова,
«Алстер», руководитель отдела продаж

     — В последнее время количество продаж этих компьютеров стало увеличиваться, но все же процент Mac’ов по сравнению с PC очень мал. В основном Mac покупают профессионалы, работающие в сферах дизайна, полиграфии, видеомонтажа, однако увеличивается число продаж  и частным лицам, которые покупают эти компьютеры для работы дома. Возросло, к примеру, количество продаж ноутбуков Mac. Особенно это актуально по той причине, что такие клиенты, как, например, типографии, достаточно малочисленны и непостоянны.
     Покупают Apple и для простой работы, и даже очень крупные компании. Но тут дело осложняется тем, что в городе очень мало хороших специалистов по Mac и, соответственно, возникают большие проблемы с сервисным обслуживанием, что не может хорошо сказаться на стремлении таких клиентов покупать Mac. Дело в том, что региональное представительство Mac занимается лишь продажей компьютеров, а сервисного центра не имеет. Если же он появится, то можно будет с уверенностью сказать, что количество Mac в Екатеринбурге значительно возрастет.

Виталий Утюнов, Препресс-бюро «Мега-Риф», цветокорректорВиталий Утюнов,
Препресс-бюро «Мега-Риф», цветокорректор

     — Компьютер Apple я использую для работы, в основном для цветокоррекции и другой предпечатной обработки. В этом  компьютеры Apple гораздо удобнее. Во-первых, они производительней, а во-вторых, у Mac OS есть масса мелких отличий и встроенных функций, которые облегчают работу.
      Mac можно использовать во многих областях, но в основном это издательское дело, дизайн, видеообработка, то есть там, где качество продукции значительно важнее цены инструмента. Можно использовать Mac и дома, но тут сдерживающим фактором является цена.






     Плюс из-за нераспространенности Mac в непрофессиональной среде вирусов для   этого компьютера существует гораздо меньше, чем вирусов для PC.
     Дизайнеры работают с ними еще и по той причине, что компьютеры Apple используются при профессиональной печати — объединение в сети PC и Mac проблематично до сих пор. Хотя Apple делает попытки усовершенствования операционной системы, чтобы это стало возможно (и даже заявляет о такой возможности, но на практике подобное встречается нечасто).

Максим Галушка, Apple IMC Екатеринбург, руководитель представительстваМаксим Галушка,
Apple IMC Екатеринбург, руководитель представительства

     — Действительно, в последнее время интерес конечного потребителя к продукции Apple значительно возрос во многом благодаря iPod и появлению бюджетных вариантов, таких, как iMac и Mac Mini, а также новой операционной системе Mac OS 10.4 Tiger, опережающей аналоги на несколько лет. Например, что касается видеомонтажа, то любой «Макинтош», будь то недорогой Mac Mini или рабочая станция PowerMac, может работать со стандартом High Definition, используя идущее в комплекте программное обеспечение. А учитывая тот факт, что на рынке появились бюджетные варианты видеокамер, работающих в стандарте HDDV, мы занимаем нишу, в которой конкурентов пока нет. В профессиональных сегментах существует стабильный спрос, во многом поддерживаемый новыми разработками компьютерной техники и программного обеспечения компании Apple, а также ведущими мировыми производителями ПО, такими, как Adobe, например.
     Наше представительство осуществляет маркетинговую и сервисную поддержку партнеров и конечных заказчиков, планируется организация курсов для обучения специалистов работе на Mac , а также организация сервисного центра Apple на базе одного из партнеров.


Георгий Матвеев,
Apple IMC Russia, пресс-секретарь

     — Исторически сложилось, что компьютеры Apple, являясь качественным и удобным в использовании продуктом, превосходно подходят для решения задач ряда профессиональных сфер, таких, как издательский и полиграфический бизнес, кино- и видеопроизводство, дизайн. Эта приспособленность техники обусловила широкое распространение компьютеров Apple в профессиональной  творческой среде.
     Простота обучения работе на наших компьютерах, их неприхотливость,  безопасность и прочность обусловили широкое распространение Apple в сфере образования. Достаточно отметить, что только в Москве компьютерами Apple укомплектовано более 70 школ и ряд высших и специальных учебных заведений.
     В последнее время в России набирает популярность цифровой медиаплеер iPod, уже завоевавший более 68% мирового рынка цифровых плееров на жестком  диске. Простота использования и стильный дизайн настолько привлекательны для пользователей, что можно смело говорить о существовании некоего культурного движения поклонников iPod. Более того, iPod от Apple можно сравнить с троянским конем в мире пользователей PC, так как, по статистике, 25% пользователей PC, приобретшие iPod, через некоторое время задумываются о переходе на платформу Apple.
     Если обрисовать среднестатистического пользователя Apple,  что достаточно сложно, то можно сказать о творческой личности, от 25 до 80 лет,  это человек, ведущий активный образ жизни, безусловно, успешный и богатый, и не только финансово, что обусловлено достаточно высокой стоимостью компьютеров, но и творчески, и интеллектуально, так как функциональность компьютеров Apple  позволяет решать широкий круг креативных задач.
     Многие работают с Apple по привычке, потому что всегда работали. Но на самом деле сегодня разница между PC и Mac не настолько существенна, и для обычного пользователя не будет очевидна. Хотя утверждают, что интерфейс операционной системы для Mac гораздо более дружествен пользователю, чем Windows (есть мнение, что Билл Гейтс просто  скопировал первую операционку Apple и, грамотно продав ее, нажил состояние), и научиться пользоваться Mac гораздо проще, чем PC.
     При всех нюансах компьютеры Apple имеют одно существенное но: они дороже PC той же мощности, а также поставляются в готовом виде — изменений конфигурации по желанию пользователя минимум. Это, с одной стороны, плюс, с другой — минус.
     Плюс для тех, кто хочет работать на компьютере, особенно не вдаваясь в подробности, что же у него там внутри, и почему это не действует так, как надо.
     Для тех же, кто в детстве не наигрался в конструктор, и хочет иметь возможность апгрейда — это однозначно минус.
     Существует еще версия о том, что Mac предпочитают женщины — из-за его «интуитивности». Дуглас Коупленд в книге «Рабы «Майкрософта» так описывает разницу между Mac и PC: «Windows неинтуитивен… иногда даже противоинтуитивен. Это так по-мужски: просто пойти и купить для ПК систему, потратить кучу времени для изучения мнимых команд и чтение тысяч диалоговых окошек каждый раз, когда вы желаете изменить размер объекта или еще чего-то… Мужчины привыкли сидеть, принимать приказы, выполнять бесполезные команды и чувствовать, что им ужасно повезло, потому что они сэкономили $200. Женщины жаждут эффективности, элегантности… Mac позволяет им передвигаться в пределах их цифровой вселенной именно так, как бы им хотелось, не засоряя свой банк человеческой памяти».
     Как бы то ни было, это вечный спор из разряда «что лучше, Pepsi или Coca Cola». Позиции же среди обычных пользователей Apple потихоньку сдает, во всяком случае, на российском рынке. По мнению автора, это происходит по большей части из-за недостатков маркетинга. С другой стороны, у Apple уже есть свой рынок, и индивидуальным пользователям там рады, но не более — после успешного сотрудничества студий Pixar (собственность Джобса, оснащенная компьютерами от Apple) и Walt Disney Studio стало ясно, какой курс выбрало руководство компании.
     А среди современных «зануд», проводящих  жизнь среди стерильных зданий в Silicon Valley, компания Apple, помимо достижений на техническом поприще, широко известна своим великолепным скульптурным садом — творчество должно стимулировать творчество. С первого дня существования компании для Apple компьютер был не безликой машиной, а устройством, воплощающим мечты.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий